Потребительский спрос.
В основе расширения потребительского спроса, которое и определило повышение доли домашних хозяйств в ВВП, лежало увеличение денежных расходов населения на 31,3%, опережавшее рост денежных доходов (30,2%). Превышение денежных доходов над расходами по итогам года сократилось с 110,9 до 104 млрд руб., т. е. накопленные сбережения частично «проедались», и норма личных сбережений понизилась с 14,4% в 2000 г. до 12,3%. Такое изменение неблагоприятно с точки зрения задачи мобилизации ресурсов для инвестиций, хотя в условиях российской экономики, где существенная часть статистических «сбережений» на самом деле находится в коммерческом обороте, т. е. уже «в деле», колебаниям нормы личных сбережений слишком большого значения придавать, видимо, не следует - они могут быть вызваны разными причинами.
Таблица 3
Структура использования ВВП (в текущих рыночных ценах), % к итогу
Показатель |
1990 |
1995 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
ВВП - всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В том числе: | |||||||
Расходы на конечное | |||||||
потребление |
69,5 |
71,2 |
74,8 |
76,6 |
68,2 |
61,3 |
65,1 |
- домашних хозяйств |
47,7 |
49,3 |
50,0 |
54,6 |
52,4 |
45,5 |
49,6 |
— госучреждений |
20,9 |
19,5 |
21,3 |
18,7 |
14,6 |
14,7 |
14,3 |
- некоммерческих организа- | |||||||
ций, обслуживающих | |||||||
домашние хозяйства |
0,9 |
2,4 |
3,5 |
3,3 |
1,2 |
1,1 |
1,2 |
Валовое накопление |
30,3 |
25,3 |
22,3 |
16,2 |
14,7 |
18,6 |
22,0 |
— валовое накопление | |||||||
основного капитала* |
28,9 |
21,2 |
19,0 |
17,7 |
14,3 |
15,6 |
17,7 |
— изменение запасов матери- | |||||||
альных оборотных средств |
1,4 |
4,1 |
3,3 |
-1,5 |
0,4 |
3,0 |
4,3 |
Чистый экспорт товаров | |||||||
и услуг |
0,2 |
3,5 |
2,9 |
7,2 |
17,1 |
20,1 |
12,9 |
Другие материалы
Сравнительный анализ потенциала и эффективности экономики российских регионов
Перспективы развития экономики региона во
многом определяются его экономическим потенциалом, эффективностью его
использования и условиями хозяйствования в стране и в регионе. Последние влияют
как на изменение потенциала (он растет или умен ...
Цены и ценообразование на продукцию и услуги
В условиях рыночной
экономики успех любого предприятия или предпринимателя во многом зависит от
того, как правильно они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но
это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существ ...