Психологич-я т-рия процента Бем-Баверка.
Представ-ли австрийск. школы предприн. Попытку создать субъективно-психологич. конц-ю прибыли. Этой цели и была посвящ. Работа Бём-Баверка “Капитал и прибыль”, где доказыв-сь право капит-та на прибыль путем сведения ее к %-ту. Т-рии прибавочн. стоим-ти Маркса Б.-Б. противопост. Свою т-рию %-та. Используя субъект.-психологич. м-од исслед-ия, он сконструир-л такие катег-и: “настоящ. Благо” (з/пл) и “будущ. благо” (сред-ва произв-ва и труд рабочих). В центре т-рии %-та наход-сь идея о том, что для рационал-го субъекта, в т.ч. и собствен-ка денежн. капитала, определен. благо имеет больш. Предельн. полезн-ть (ценн-ть) в настоящем, чем в будущем. Объясн-е этому полож-ю давалось сугубо потребительск. И психологич-е. Оно гласило, что чел-к настоящ. Ценит дороже будущего, часто неопределен-го, и поэт. Готов платить за благо насущн. Дня больше. Из этого делался вывод, что %-т возник. В резул-те влияния фактора времени на стоим-ть благ. Например, кредитор передает заемщику сроком на 1 год денежн. сред-ва в разм. 1000$. Поск-ку владелец денег предполаг. Уменьш-е своих оценок предельн. полезн-ти, получ-е от должника той же суммы (1000$) привело бы к сниж-ю его благосост-я. Кредитор, подчиняясь принципу рационал-го повед-я, требует от заемщика возврата не 1000$, а, к примеру, 1100$, собираясь тем самым как min компенсир-ть возмож-е ухудш-е своего полож-я. Б.-Б. подобн. обмен представл-ся эквивалентным, а образовав-ся разница (100$) расцен-сь им как %-т. Т.о., источ-к %-та усматр-ся в разнице оценок будущих и настоящ. Хоз-ых благ, а сам %-т объявл-ся вечной и естествен. катег-ей. %-т у Б.-Б. выступ. как резул-т “ожидания” капит-та, хотя в действит-ти ни ожид-е, ни время сами по себе не могут быть источ-ком стоим-ти. В приведен. Рассужд-ях Б.-Б. прибыль сводилась к %-ту. Согл. Б-Б., труд – это “благо будущего”, т.к. он создает пр-кт только ч/з определен. пер-д, а следов-но, рабочий – владелец “будущ. блага”. Предприним-ль же, нанимая рабоч., дает ему “настоящ. Благо” при выдаче з/пл. По мнен. Б-Б., капит-т и рабоч. обменив-ся этими благами. Выходит, что труд по истеч-и времени создаст какие-то блага, и эти блага из-за более низк. Оценки будущих благ по сравн-ю с настоящими будут по стоим-ти превыш. з/пл. Это превыш-е и составит %-т, а точнее, прибыль капит-та. Т-рия %-та Б-Б. внутренне противоречива и не отражает реальн. проц-са образов-я дохода капит-та, поск-ку вся проблема %-та сведена к “цене времени”. Итак, ключев. Идей явл. то, что %-т Б.-Б. вводил из субъективн. оценки индивидом своего экономич. полож-я. Постановку ?-са о роли фактора времени в разв-и эк-ки след. признать известным достиж-ем австр. школы. Он получ. более глубок. И продуктивн. Разраб-ку в т-рии Маршалла. Подходы эконом-ов австр. школы положили основу и т-рии ожидания, и различн. рода лаговых концепций, к-рые учитыв. Фактор времени, и к-рые сейчас распростр-ны в современ. Экономич. мысли.
Другие материалы
Сравнительный анализ классических организационных структур управления промышленных предприятий
Все мы в жизни ни раз сталкивались с таким
явлением, как бюрократия. Много раз пытались с ним бороться, но безуспешно.
Причина этого кроется в том, что мы плохо знаем, что это такое бюрократия и
откуда она берется. А истоки этого явления м ...
Стратегия в компании
Профессор McGill University (Канада) и INSEAD Генри Минтцберг широко известен своим неоднозначным и критическим подходом как к предмету управления, так и к своим коллегам - академикам, занимающимся этой темой. Проанализировав почти 1500 статей, он вы ...