Диагностика финансовой деятельности предприятия и возможности управления ею
2. Сама отчетность носит уже искусственный характер, так как момент t0 уже прошел и может быть прошел давно, а аналитик, подобно Иисусу Навину, остановившему на время битвы луну и солнце, работает с отчетностью, отражающей ситуацию, которой давно уж нет.
3. Учетная политика, формируемая администрацией, открывает беспредельный простор для выбора методологических приемов, использование которых может радикально менять всю картину финансового положения предприятия. Мы знаем, например, как выбор метода оценки запасов товарно-материальных ценностей, способа начисления амортизации изменяет (приукрашивает или же обедняет) финансовую ситуацию, представленную в балансе, и в отчете о прибылях и убытках.
Мы привели только несколько моментов, неопровержимо указывающих на условность данных, представленных с помощью бухгалтерской отчетности, на их изначальную сомнительность, без понимания чего никакая диагностика и никакое сколько-нибудь эффективное управление финансовой деятельностью невозможны. В этих условиях "употреблять свой ум на, поиски истины, — как писал А.Франс (1844—1924), — значит возлагать на него совершенно непосильную задачу". Так думали и думают скептики. Однако эту задачу надо решать, и может быть поэтому пользователь учетной информации, будучи распластанным между бескрылой практичностью и утопическими теориями, находит тем не менее правильные решения.
Таким образом, если мы понимаем реальные возможности отчетности, то можем всерьез проводить диагностику. Ее суть — сопоставление оборотов по отчету о прибылях и убытках с данными отчета о движении денежных средств. Только исследуя корреляцию между этими двумя отчетными формами можно по-настоящему оценить оправданность риска, с которым работает администрация. Обычно говорят, что победителей не судят, но это не так. Если хороший финансовый результат получен в условиях риска выше нормально допустимого, то администрация, как минимум, не заслуживает поощрения, а как максимум, должна быть наказана. Хороший пример мы можем найти в одной из пьес Б.Шоу. Молодой офицер со своим эскадроном атаковал вражеские позиции и изрубил неприятелей. Его считают героем. Но он антигерой, ибо у врагов случайно заклинило пулемет, и если бы не было этой случайности, весь эскадрон был бы уничтожен. Офицер принял решение в условиях сверхнормального риска.
* * *
В заключение мы должны обратить внимание, что и все нормативные документы, и вся методология бухгалтерского учета и финансового анализа, даже диагностика финансовой деятельности предприятия, все это связано с тем, чьи интересы принимаются во внимание. Так, прежде всего важно понять, что если анализ проводит кто-то из работников предприятия, финансист — это одно, а если анализ выполняет лицо, стороннее для предприятия, то оценки и выводы могут быть совершенно иными, ибо каждая группа лиц, имеющих отношение к предприятию и его финансовой деятельности, преследует свои, часто чисто эгоистические цели. И в силу этого обстоятельства то, что для одной группы представляется оптимизацией баланса, для другой может означать экономический крах. Отсюда управление финансовой деятельностью — это не столько наука, сколько искусство борьбы: к радости одной группы лиц, которая увеличит свои доходы за счет печали другой, эти доходы теряющей.
Умение доставлять себе радость, а печаль конкурентам — это основная задача управления финансовой деятельностью. Менеджер решает не абстрактные задачи, а задачи конкретные, возникающие в результате хозяйственных ситуаций. Все группы лиц, заинтересованные в работе предприятия, должны поддерживать финансовое равновесие, незаинтересованные — относиться с безразличием, враждебные — разрушать.
Следует помнить, что специалисты-практики далеко не всегда следуют рекомендациям разума. Практики часто относятся к этим рекомендациям пренебрежительно, полагая, что главный бухгалтер, он же финансовый аналитик — это человек, у которого нет ни гроша в кармане, а он дает советы другим, и тех, кто будет этим советам следовать, ждет незавидная участь лиц счетной профессии.
Другие материалы
Стратегия дифференциации чем измеряется успех
Существует три важнейшие группы проблем, с которыми приходится сталкиваться любому лидеру, взявшему на себя ответственность за выбор пути достижения успеха в бизнесе. Прежде всего это видение будущего и той позиции, которую компания должна занять, пр ...
Стратегия в компании
Профессор McGill University (Канада) и INSEAD Генри Минтцберг широко известен своим неоднозначным и критическим подходом как к предмету управления, так и к своим коллегам - академикам, занимающимся этой темой. Проанализировав почти 1500 статей, он вы ...